Методическая разработка урока по дисциплине «Русский язык»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   В системе контроля значительное место занимают уроки обобщения и систематизации вместо традиционных уроков повторения, после проведения которых знания, умения и навыки студентов часто остаются разобщенными, фрагментарными, не связанными строгою и четкою систему. Систематизация и обобщение изученного предполагает решение задач более высокой степени трудности. На подобных занятиях проверка знаний студентов не должна быть механическим повторением ранее изученного, а при опросе задания вопросы не должны повторять те, которые ставились при изучении нового материала, его закреплении.

   На этих уроках проверяется умение студентов подводить частные явления под общее правило, рассматривать изученные раннее факты в сопоставлении. Поэтому при опросе необходимо давать задания, проверяющие умение анализировать смешиваемые явления, упражнения классификационного характера, задачи вызывающи, как говорят психологи, ситуацию интеллектуального затруднения. Решая эти задачи, студенты должны показать, научились ли они самостоятельно переносить усвоенные ими ранее знания и умения в непривычную ситуацию, видеть новую, неожиданную функцию объекта. Осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, структуру, закономерности, раскрывать внутреннюю логику предмета, другими словами, могут ли они привести свои знания в определенную систему.

   Постановка на уроках обобщения и систематизации ранее изученных подобных задач и успешное их решение способствует формированию у студентов диалектического мышления. Практика показывает, что это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, языкового чутья студентов, на повышение их грамотности, общее развитие, пробуждает интерес к предмету

Дисциплина «Русский язык»
Тема урока: Русский язык: прошлое, настоящее, будущее (урок-зачет)
Тип урока урок обобщения и систематизации изученного
Цели урока:

дидактические (обучающие): обобщить, систематизировать, закрепить и проверить полученные знания по дисциплине;

развивающие: развитие познавательной активности, самостоятельности, развитие логического мышления, внимания, воображения;

воспитательные: формирование общечеловеческих ценностей (любовь к родному языку), воспитание сознательного отношения к действительности (проблема экологии языка), формирование познавательной самостоятельности, развитие творческих способностей, умение работать в группах.

Межпредметные связи: культура речи, история России, обществознание и философия, информатика.
Методы обучения: тестирование, исследовательский, частично-поисковый.
Средства обучения: компьютер, учебники, словари.

Предварительная подготовка (по группам): подготовить доклады, рефераты на заданные темы – «Три периода в развитии русского языка», «Славянская азбука, история и жизнь», «Язык и культурное наследие», «Молодёжный сленг (тематика, происхождение)», «Русский язык в современном мире», «Проблема экологии языка».

Рекомендуемая литература:

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского. – М., 2002.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.. – М., 2001.
Воробьева К.В. Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001
Кудрявцева Т.С. Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества.
Деловой стиль речи. – М., 1997.
Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М. 1996.
Ожегов С.И. Словарь русского языка ( любое издание ).
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 2001.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы ( любое издание )
Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о русской речи. – М., 1998.
Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу./ Под ред. П.Ф. Протченкко. – М., 1972.
Тихонов А. Н.Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1996

 

Ход урока

• Организационная часть занятия
• Актуализация имеющихся знаний (разъяснение целей урока, инструктаж)
• Тестирование.
• Отчеты групп (анализ и самоанализ, проделанной работы);
• . Работа с учебниками и словарями.
• Творческая работа (сочинение – миниатюра) «Что необходимо сделать, чтобы сберечь родной язык?», «Что значит любить и охранять родной язык?».
• Подведение итогов

 

Уважаемые Студенты!!!

Реорганизация Смоленского торгово-экономического техикума.